Без преувеличения блистательная работа того же неизвестного автора, который прежде написал для Минска «Космического охотника». Как и в случае с историей о Хищнике, от первоисточника ("Повелитель кукол") здесь только идея, послужившая отправной точкой для развития сюжета – мастер-кукольник (в фильме его зовут Андре Тулон, в книге – Джулиан Банго) оживляет кукол с помощью древнеегипетского колдовства койу. Строго говоря, ужастиков о живых куклах много – всевозможные «Куклы», «Демонические игрушки», «Чаки», «Заклятия», «Проклятия», и даже великий и ужасный Стивен Кинг написал сценарий о кукле для одного из сезонов «Секретных материалов». Но на основе достаточно посредственного фильма автор сочинил отличную повесть, которая за четверть века ни капли не утратила своего очарования. Остроумные диалоги, юмор, атмосфера тревожной тайны, которая раскрывается глава за главой, красочные описания зимнего Нью-Йорка, ярко прописанные характеры персонажей не дают заскучать ни на секунду. А в некоторых главах книга даже бывает жутковатой, как в момент первого появления странного зверька в подземном обиталище черепашек. Как и в «Космическом охотнике», Сплинтер здесь удивительно живой герой, обладающий развитым чутьём на опасность, и скрывающий свою мудрость за старческим ворчанием. Донателло – изобретатель, открывший вслед за интерферирующим квазиполем с когерентными векторными свойствами ещё и квадроэссецирующее поле с когерентными векторными характеристиками – теперь открывает 13-й закон Ньютона, и является основным героем повествования. Автор рисует загадочный подземный мир, где жизнь течёт по своим законам, представляет нам крысиный народец – кукурузного магната по имени Фыр Гаубиц, злобного бандюгана Бильбауфмана, который вскрывает железным клыком консервные банки от консервированных ананасов «Пайн» («симфония для желудка с оркестром»), его подручных Гопса и Кнедлика. Собственно, самого подземного кукловода Джулиана здесь нельзя назвать антагонистом, он убеждён, что преследует благую цель, пусть и с помощью чёрной магии, и однозначно жуткий червеобразный тип по кличке Пьеро появится лишь в последних главах.
Конечно, среди фанатов «Подземный кукловод» не пользуется особым успехом - с точки зрения канона тут есть большие ляпы. И Эйприл работает на CBS, а не на шестом телеканале, и Сплинтер здесь является типичным представителем крысиного племени, а не мутантом, а размеры его явно преуменьшены – он опять сидит на плече у Донателло, выполняет подъём-переворот на спинке кресла, а в какой-то момент его позорно поймают за хвост. О Шреддере здесь никто и не слышал. Ну а убийство Берна Томпсона (здесь его зовут Долби Паркер по кличке Брюшной Тип), превратившегося в деревянного истукана – это явный перебор.
Но главное, что здесь есть – это стиль, стиль и ещё раз стиль. Книга написана классно, и этого у неё не отнять, и на пару с «Космическим охотником» составляет увлекательную дилогию. Даже немного жаль, что третьей части не последовало. Увы, по понятным причинам дилогию нельзя переиздать, отделив от тонн минской макулатуры, и имя автора так и остаётся секретом.
Последний раз редактировалось Agent 003,5; 06.07.2020 в 21:23.